РАДОНИЦА

На пасхальном богослужении и на всем протяжении Светлой седмицы ради великого торжества Воскресения Христова Церковь предписывает не совершать заупокойных поминовений; в это время усопших можно поминать только на проскомидии, перед Литургией, при вынимании частиц из просфор. Поэтому по окончании Светлой седмицы, во вторник, установлен особый день поминовения усопших, именуемый Радоницей: мы приходим в храм на заупокойное богослужение, посещаем могилы наших родных и близких для того, чтобы разделить с ними полноту пасхальной радости, наполняющей весь сотворенный Богом мир.


ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Накануне великого праздника Святой Троицы Церковь установила Троицкую родительскую субботу, в которую совершается поминовение усопших. Это поминовение совершается потому, что сошествием Святого Духа и основанием Христианской Церкви было завершено устроение спасения человеческого рода; но желание спасения души для себя, для своих близких - естественное чувство каждой христианской души - должно для нас простираться и на всех усопших дорогих нам людей; после их телесной смерти только наши молитвы могут помочь им в решении Богом их посмертной участи.
В этот день в храмах совершаются заупокойные богослужения, возносятся молитвы о упокоении «всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших».


СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ
НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ

Празднование в честь ангельских сил - бесплотных существ духовного мира, возвещающих нам волю Божию и исполняющих ее в мире вещественном, материальном - и их предводителя Архистратига Михаила было установлено в начале 4 века. Мы почитаем ангельские силы, которые, по учению Церкви, подразделяются на иерархии и чины и именуются Серафимами, Херувимами, Престолами, Господствами, Силами, Властями, Началами, Архангелами и Ангелами; особое же почитание воздается Церковью Архистратигу Михаилу как главе Небесных чинов, верному служителю Божию, победителю падших духов - демонов, или бесов.
Архангелу Михаилу посвящен один из главных храмов Московского Кремля - Архангельский собор.
Пред Престолом небесного Отца всегда предстоят семь Архангелов (и самый первый - Архистратиг Михаил):

  •  Михаил - имя его означает «кто яко Бог?», изображен с мечом или копьем.
  •  Гавриил - «крепость Божия», явился Господу в Гефсиманском саду, являлся Богородице. Молиться ему необходимо в час немощи, слабости и плотских искушений.
  •  Рафаил - «исцеление Божие», гроза всех целителей, колдунов.
  •  Уриил - «свет Божественный», помогает в учении, молиться о просвещении Веры, Надежды и Любви.
  •  Селафиил - «возбуждая молитву», стоит на иконе в молитве.
  •  Иегудиил - «хвала Божия», во время брани - боец, во время мира - тих, помогает победить тщеславие.
  •  Варахиил - изображен с множеством цветов, помогает семье, дает доходы (но только на добрые дела). При покупке, дабы избежать обмана молиться ему. Дарует христианам достаток.

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
29 августа / 11 сентября

Святой Пророк и Предтеча Христов Иоанн был вскоре после Крещения Господня заключен в темницу властителем Галилеи Иродом Антипой, которого Предтеча открыто обличал за беззаконное сожительство с Иродиадой, женой его брата Филиппа. В день рождения Ирода, на праздничном пире, дочь Иродиады Саломия плясала перед царем и так угодила ему, что тот пообещал дать ей все, что она ни попросит. Тогда Саломия, наученная своей злобной матерью, попросила у царя главу Иоанна Крестителя, и царь вынужден был исполнить обещание.
В этот день Церковью установлен строгий пост как выражение скорби о насильственной смерти великого Пророка. В этот же день мы совершаем молитвенное поминовение православных воинов, павших на поле брани.


АНТИПАСХА

Воскресенье после Пасхи называется Фоминым или Антипасхой, т.е. «вместо Пасхи». В этот день читается Евангелие о том, как апостол Фома уверовал в воскресшего Христа, и совершается старинная пасхальная служба. Пасхальная заутреня написана св.Иоанном Дамаскиным в 8-м веке. Пасхальная служба, которая совершалась до этого, была перенесена на Фомино воскресенье.


«ПЕРВЫЙ СПАС», «МЕДОВЫЙ СПАС»
1 августа / 14 августа

Так и по сию пору зовут в некоторых местах Руси первое августа (ст.ст.). Этот день праздник пчеловодов; пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. «На первый спас и нищий медку покушает».


«ЯБЛОЧНЫЙ СПАС»
6 августа / 19 августа

«Праздник Преображения Господня называется в народе вторым Спасом яблочным. В этот день все садоводы выносят для освящения яблоки в церковь. По освящении часть принесенного выдается причту, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются. С этого дня простой народ начинает есть -яблоки, что прежде Преображения считается грехом.


«ТРЕТИЙ СПАС»

На нерукотворной иконе Иисуса Христа лик Спасителя изображен на полотне. К этому дню в России крестьянки кончали белить домашние полотна. Освящали их святой водой, после чего начинали уже продавать. Вот почему народ и говорит: «Первый Спас - на воде стоят». «Второй Спас - яблоки едят». «Третий Спас - ореховый».


О ПОСТАХ

Среда и пятница постные дни весь год, если в них нет праздника. В году четыре поста: Рождественский пост, Великий, Петров и Успенский пост.

В РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ, во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло и рыба.

В ВЕЛИКИЙ ПОСТ, во все дни разрешается только растительная пища, в воскресные дни разрешается растительное масло и вино, а также растительное масло разрешается и во все субботы, кроме только одной субботы, что на страстной седмице перед пасхою. В великий пост не разрешается: мясо, молоко и рыба: яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, мясные и рыбнве колбасы, сдобные булки и тому подобное. Кроме того, на первой седмице великого поста, в первые пять дней, соблюдается сухоядение. Сухоядение - это постная холодная пища без масла, не подогретое питье.

В ПЕТРОВ ПОСТ (ПОСТ ПЕТРА И ПАВЛА), во все дни, кроме среды и пятницы, разрешается растительное масло и рыба.

УСПЕНСКИЙ ПОСТ по строгости подобен великому посту, но без сухоядения.

Постными днями также являются:
День Воздвижения Креста Господня - 14 / 27 сентября,
и День Усекновения главы Иоанна Предтечи - 29 августа / 11 сентября.

Постными днями также являются Канун пред Рождеством Христовым и Канун пред Крещением Христовым.




 
© Milaza 1998 - 2001 г.