Богоявление (Крещение) Господа нашего
Иисуса Христа (6/19 января)

Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в тридцатилетнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Святой Иоанн Предтеча проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы также креститься, Иоанн останавливал Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»; но Христос настоял на этом - не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы «исполнить всякую правду» - то есть исполнить закон, «водами погребсти человеческий грех» (преподобный Иоанн Дамаскин), освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения.
Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.
По древней благочестивой традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и водные источники с совершением чина великого освящения воды.
Богоявленскую воду Церковь, употребляет для окропления храмов и жилищ и как врачебное средство.


Сретение Господне (2/15 февраля)

Великий двунадесятый праздник Сретения Господня установлен Церковью в память о том, что на сороковой день по рождении Младенца Христа Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы, по еврейскому закону, принести за своего первого ребенка жертву Богу. В это время в храме находился праведный Симеон - по преданию, один из переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий язык, который усомнился в словах книги пророка Исайи, что Спаситель родится от Девы; и тогда явившийся ему Ангел сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит исполнения этого пророчества. Духовно узрев во Младенце Иисуса Спасителя, Симеон взял его на руки и произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка...», - означающие: «Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира». Об этом свидетельствовала и жившая при храме престарелая вдова Анна пророчица.
Сретение (то есть встреча) Богомладенца Христа Симеоном - это встреча Ветхого и Нового Заветов, данного еврейскому народу Закона Божия и нового, высшего закона Божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом.
Праздник Сретения принадлежит к числу древних праздников, но он стал совершаться с особенной торжественностью в шестом веке, при императоре Юстиниане, когда с ним было соединено воспоминание об избавлении Константинополя от страшной моровой язвы. Предпразднество Сретения бывает 1/14 февраля, а отдание - 9/22 февраля. Если же раннее наступление Великого Поста сократит этот срок, то отдание праздника бывает накануне начала Поста.




 
© Milaza 1998 - 2001 г.